Дерматовенерология

Диагностика инфекций, передающихся половым путем (ИППП)

Для Российской Федерации как и для многих развитых стран Европы и Америки одной из серьезных социальных проблем является демографическая проблема, в формировании которой свой вклад вносят в том числе и  инфекционные заболевания органов репродукции. Значительная роль в развитии данных патологий принадлежит инфекциям,  возбудители которых передаются  половым путем (ИППП), а также широкому спектру условно-патогенных микроорганизмов, колонизирующих мочеполовые пути.
ИППП широко распространены во всем мире. К ним относятся:

Бактерии
Возбудитель сифилиса (Treponema pallidum)
Возбудитель гонореи (Neisseria gоnorrhoeae)
Хламидия (Chlamydia trachomatis)
Микоплазмы (Mycoplasma genitallium, Mycoplasma hominis)
Уреаплазма (Ureaplasma urealyticum, Ureaplasma parvum)
Вирусы
ВИЧ (HIV)
Генитальный герпес (HSV2)
Папилломавирус (HPV)
Простейшие
Трихомонада (Trichomonas vaginalis)
Грибы
Возбудитель кандидоза (Candida spp.)

Группой риска для ИППП являются молодые люди в возрасте до 30 лет, ведущие активную половую жизнь с частой сменой половых партнеров и практикующие незащищенные половые контакты. При заражении ИППП развиваются  воспалительные заболевания органов малого таза, приводящее к возникновению спаечных процессов органов малого таза и как, следствие, бесплодия, а также нарушение нормального течения беременности и риска инфицирования новорожденных.
   Коварной особенностью развития данных инфекций является субклиническое течение, то есть пациенты практически не предъявляют никаких жалоб, и в результате обнаружение заболевания происходит уже на стадии развития осложнений. Поэтому выявление этиологии или причины инфекционного заболевания и постановка диагноза проводится только на основе результатов лабораторного исследования клинического материала, полученного от пациента.
   В  современной лабораторной диагностике приоритет отдается прямым методам диагностики, то есть когда выявляется сам возбудитель или его частицы (например, ДНК микроорганизма). В лабораторной практике эффективность метода оценивается по различным характеристикам, среди которых основными являются  диагностическая чувствительность и диагностическая специфичность.
Чувствительность - это вероятность положительных результатов исследования при обследовании инфицированных лиц.
Специфичность - это вероятность отрицательных результатов при обследовании неинфицированных лиц. Соответственно, чем выше чувствительность и  специфичность метода диагностики, тем выше вероятность, что инфекцию выявят только у инфицированного пациента и ошибочно не поставят ложный диагноз у здорового человека.
В клинике «Доктор Соран» для диагностики ИППП мы применяем самый высокоточный метод обнаружения возбудителей инфекций на молекулярном уровне - полимеразной цепной реакции (ПЦР). ПЦР-метод используется сейчас всеми передовыми клиниками на Западе и в России и по праву Американскому исследователю Керри Мюллису за открытие ПЦР в 1993 году присуждена Нобелевская премия. За эти годы, пройдя путь от научных биолабораторий до наших клиник, полимеразная цепная реакция (официальное название метода), стала единственным способом лабораторной диагностики, дающим результат, приближенный к 100%.
Принцип ПЦР основан на выявлении уникального для каждого микро и макроорганизма геномной ДНК, причем с помощью ПЦР одна молекула ДНК может быть обнаружена в присутствии миллионов других молекул ДНК. Возможности ПЦР-анализа образно можно представить себе на примере поиска «иголки в стоге сена», а затем получения «стога иголок», так как в результате реакции нарастание концентрации специфических молекул ДНК происходит в геометрической прогрессии.
  К достоинствам ПЦР, кроме 98-100% чувствительности и специфичности, является возможность определения широкого спектра возбудителей в одном клиническом образце (что не маловажно, так как забор материала из урогенитального тракта является достаточно болезненной процедурой), а также получение результата в течение одного рабочего дня.
  До недавнего времени пользовались таким методом лабораторной диагностики как культуральное исследование, когда получение чистой культуры бактерии или  вируса из очага поражения являлось бесспорным доказательством инфекции. Однако не все микроорганизмы из группы ИППП можно получить в виде чистой культуры, некоторые из них, например хламидии или некоторые виды микоплазм либо трудно культивируются или не растут на питательных средах.
  Широко применяемый  в лабораториях микроскопический метод диагностики обладает низкой чувствительностью и специфичностью. Очень большую роль играет субъективная оценка лаборанта, то есть пресловутый «человеческий» фактор, иногда некоторые специалисты лаборатории видят в микроскопе продукты жизнедеятельности или нетипичные формы возбудителей, которые не описаны в литературе.
    Метод иммунофлюоресценции (ПИФ) признан  устаревшим в силу его низкой чувствительности при выявлении хронических форм инфекции.
   С учетом описанных выше особенностей урогенитальных инфекций развитие и совершенствование методов выявления возбудителей должно быть направлено на повышение диагностической чувствительности и специфичности, снижение субъективности, расширение спектра выявляемых возбудителей и автоматизация диагностической процедуры, снижающей вероятность ошибки и субъективных факторов со стороны лабораторного персонала. Во многом решение данных задач стало возможным с появлением молекулярно-биологических методов, в частности метода полимеразной цепной реакции (ПЦР).
 Клиника «Доктор Соран» располагает возможностью осуществлять ПЦР диагностику на базе диагностического лабораторного центра г. Санкт – Петербурга. Группа компаний ЗАО «Диагностический центр «МЕДИМП» и ООО «БИОТЕХМЕД» занимается лабораторной диагностикой с 1998 года. Лаборатория обеспечена современными анализаторами для выполнения исследований известных иностранных фирм: BAYER, ROCHE, TECAN, BIO – TEC, BIOHIT, HETTICH и отечественных производителей « ДНК – Технология», которые десятилетиями работы доказали своё высокое качество. У лаборатории нет прямой заинтересованности ни в положительных, ни в отрицательных результатах потому, что она административно независима и это является её преимуществом.